8df409fa     

Нейхардт А А - Легенды И Сказания Древнего Рима



А.А.Нейхардт
Легенды и сказания древнего Рима
* БОГИ. ДРЕВНИЕ ИТАЛИЙСКИЕ БОЖЕСТВА *
Юпитер
Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы,
бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной
воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась
на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела
судьба отдельных людей и народов.
Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц
(особенно появлением орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны,
в которых открывал грядущее. Жрецы грозного бога - понтифики совершали
особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот
участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и, таким образом,
осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе
с куском кремня - символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник
и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному
защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, на Капитолийском
холме в Риме был воздвигнут грандиозный храм, куда полководцы, возвращаясь
из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые
ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал
людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и
нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего бога всего
древнего Лациума несколько раз в году проводились общие празднества - при
начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались
ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и
соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому Юпитеру, управляющему
судьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года - иды[*]
каждого месяца. Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле -
государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась
нерушимой, ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал
нечестивца. Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны
с образом верховного божества греков Зевса, то с усилением влияния
греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой мифологии.
И многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его
отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первый дал людям пищу
и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу. Таким
образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала считаться матерью
Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось касаться земли,
то ее образ, естественно, слился с образом богини Реи, супруги Кроноса.
[* Дни, приходящиеся на середину месяца (13 - 15-е числа).]
Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги -
сатурналии, начинавшиеся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшиеся
семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о
золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия,
"вечно стояла весна" и "урожай без распашки Земля приносила", "сладкий
вкушали покой безопасно живущие люди"[*]. И действительно в дни сатурналий
люди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Они
делали своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с
собой за стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему
некогда равенству между людьми.
[* Публий Овидий Назон. Метаморфозы (Превращения).]
Янус
Янус



Содержание раздела