8df409fa     

Некрасов Сергей - Власть Как Насилие В Утопии Стругацких - Опыт Деконструкции



Сергей НЕКРАСОВ
ВЛАСТЬ КАК НАСИЛИЕ В УТОПИИ СТРУГАЦКИХ: ОПЫТ ДЕКОНСТРУКЦИИ
В качестве эпиграфа к докладу можно было бы
использовать цитату из "ВГВ": "Я сознаю, что
ценность этих глав для сотрудников группы "Людены"
невелика, но что делать, она велика для меня."
Однако я предпочел обойтись вовсе без эпиграфа.
Мой доклад будет посвящен попытке использовать для интерпретации
творчества Стругацких отдельные положения постструктуралистских концепций
французского философа Мишеля Фуко. Сегодня многие считают этого
исследователя одним из классиков современной философии. Необходимость
привлечения для анализа именно работ данного автора вряд ли можно строго
обосновать, однако очевидно то, что исследование наследия таких выдающихся
прозаиков, как братья Стругацкие, должно быть разносторонним и не может
обойтись без сопоставления различных подходов, различных точек зрения.
Очевидно и то, что исследование поэтики конкретного сочинителя,
претендующее на правдоподобие, должно избегать зависимости от риторических
фигур и идеологических клише исследуемых текстов и опираться на уже
апробированные эстетические и философские построения. Хотя бы для того,
чтобы на их основе попытаться дать ответ на следующие извечные вопросы:
Что хотел сказать автор своим произведением? Насколько ему это удалось?
Как он это сделал? Каков его вклад в развитие эстетики художественного
творчества? Какова его позиция по отношению к современной ситуации в
обществе и культуре? Отдавая себе отчет в условности такого упорядочивания
и всех прочих очевидностей, мы тем не менее можем сопоставить творческую
позицию Стругацких с идейно-теоретическими исканиями французского
постструктурализма, претендующего если не на объяснение современной
ситуации, то по крайней мере на заменяющую такое объяснение речь о
создающих данную ситуацию механизмах власти. Следует оговорить,
разумеется, что данный доклад не претендует на полноту анализа затронутых
в нем вопросов, он носит ограниченный характер, это скорее план
исследования, нежели готовый результат.
Корпус трудов Мишеля Фуко велик, его исследовательские интересы
многосторонни. По необходимости нами будут затронуты лишь отдельные
моменты его исследований. Предметом анализа многих его ранних работ
является отношение общества к психически больным, измененную структуру
личности которых Фуко рассматривает как особый вид познавательной
деятельности, систематически оттесняемый современным обществом на задний
план. Безумие как вид социального опыта ставит под сомнение целостность
общепринятой рациональности, поэтому общество создает специальные
репрессивные институты, осуществляющие изъятие "желающих странного" из
жизни социума. По мнению Фуко, психическое расстройство, безумие
представляет из себя лишь особый вид отношения к окружающему миру,
противоречащий наиболее распространенному, а собственно психическая
болезнь вызвана не только и не столько патогенными факторами, распадом
личностной структурированности, сколько внешними, нормирующими психику
больного воздействиями особого характера, исходящими от самой
психиатрической науки. То есть, коротко говоря, болезненность отклонений в
психике спровоцирована тоталитарными директивами общественной Нормы, и
ничем иным. Радикальность взглядов исследователя вызываеть удивление и
смущает. Но трудно не согласиться с его выводами о существовании в
обществе специальных нормирующих практик, выравнивающих по шаблону мысли и
поступки индивидов и устанавливающих с



Назад